Галина
Андріївна Кузьменко (за старими кацапськими
паспортами Агафья, бо Галина це наше ім'я)- народилася 1892 року
в родині київського жандарма, колишнього селянина села Піщаний Брід Київської
губернії. Закінчила вчительську семінарію. З 1917 року. вчителька 4-го класу
земської Гуляйпільскої школи. Щира українка з анархічним ухилом і невтомна захисниця
жінок. З 1919 р.- голова союзу Народної освіти. З 1919 р.- дружина Н. Махно
і його бойовий товариш, сама при потребі стріляла з кулемета, носила шаровари
та інший чоловічий одяг. Емігрувала з Махном за кордон, де родила дочку Олену.
Жила в Парижі. Під час другої світової війни вивезена в Німеччину на роботи.
Після звільнення радянськими військами повернулася на Батьківщину і засуджена
на 10 років, з дочкою знаходилася в інтернаті м. Джезказгана. Відбувши термін
ув'язнення жила з дочкою в постійних приниженнях владою. Померла 23 березня
1978 року на 86-м році життя в місті Джезказгані.
Ось які спогади залишила про неї Н. Сухогорська в своїй
статті "Воспомінаніє о махновщінє" (Кандальний звон. Одеса. 1927.
№6 С. 52—55).
"...Сам Махно
тоже стал одеваться нарядно: в шелковые цветные рубашки, желтые высокие сапоги.
Жена его, Агафья Андреевна, не отставала от мужа. Часто ездила она верхом и
тогда одевала мужской костюм.
Мне пришлось раз встречаться с Агафьей Андреевной.
Как-то она приехала в село и предложила устроить в пользу бедных учеников школы
вечер, ввиду того, что у махновцев денег много (они вернулись из «похода»),
«Все равно они добычу пропьют и в карты проиграют, а школу хоть закрывай, денег
нет и учителя голодают». Отказать «патронессе» было нельзя: обида, а потом и
месть батьки. Пришлось организовать вечер. Присутствовавшие на этом редком спектакле
натерпелись страху на этот раз. Ждали набега красных, и все были настороже.
Махновцы расставили вокруг «театра» пулеметы. Вот, вот, казалось, сейчас начнется
стрельба и придется бежать куда-нибудь прятаться.
Учительниц и кое-кого из служащих заставили торговать в буфете.
Помещение кнематографа, где устраивались вечера, когда не ставили картин, было
полно народу в том числе махновцев. Давали какую-то украинскую пьесу, а потом
дивертисмент из украинских же песен. Хор был очень хорош. Спектакль долго не
начинали, хотя время, назначенное для начала, давно прошло. Не смели; ждали
Махно. Наконец, оркестр грянул туш: это прибыл батько с женой и всеми атаманами.
Как только они заняли места в ложах наверху, спектакль начался...
Смотрю, идет ко мне Агафья Андреевна знакомиться, как с
приезжей, и приглашает к себе в ложу.Очень красивая брюнетка, высокая, стройная,
с прекрасными темными глазами и свежим, хотя и смуглым цветом лица, подруга
Махно внешне не походила на разбойницу. По близорукости она носила пенсне, которое
ей даже шло.
Несмотря на первое, сравнительно благоприятное
впечатление, иду в ложу со страхом, и не напрасным: сажают меня между Махно
и его женой, а сзади и в соседних ложах весь их штаб и все главари. Агафья Андреевна
очень любезна, махновцы тоже, а меня страх разбирает, ведь знаю я, что ждут
боя, да и кругом публика, не внушающая доверия. Меня же еще успокаивают, бомбы,
мол, обязательно сегодня будут кидать, ведь мы, главари, все здесь, и красные
это знают. Я не выдержала и спросила: «Когда же вы ждете набега?» Агафья Андреевна
сжалилась и обещала мне сказать, когда мне нужно будет уходить.
Махно был одет во все темное, походное. Агафья Андреевна
была в синем мужском костюме, поддевке и шароварах, на голове ее красовалась
высокая черная каракулевая шапка. Махно сидел трезвый и как-будто чем-то недовольный,
хотя пьеса всем очень понравилась. В антрактах пили махновцы пиво, самогон,
ими самими притащенный, и еще какие-то напитки. Все посматривали на Махно со
страхом: чем-то выразится его недовольство. Но здесь кто-то запел любимую песню
Махно: «Наш Махно и царь, и бог с Гуляй-Поля до Полог». Оркестр подхватил, Махно
стал улыбаться, развеселился и даже спустился вниз танцевать. Агафья Андреевна
же осталась со своими и не отпускала меня. Все они говорили по-украински, пьеса
была украинская, танцевали на сцене гопак и пели песни тоже украинские (от
які паразити!).
Часов в одиннадцать говорит мне жена Махно: «Ну, теперь вам уходить
пора». Я пошла домой, и едва успела добраться, как началась перестрелка. Разведка
донесла правильно, и махновцы, предупрежеденные и принявшие меры, ушли целы
и невредимы. Пулеметы не дали возможности красным подойти близко к кинематографу.
Жена Махно производила впечатление не злой женщины.
Как-то она зашла в тот дом, где я снимала комнату, в гости. В котиковом пальто,
в светлых ботах, красивая, улыбающаяся она казалась элегантной дамой, а не женой
разбойника (так, це разбойнік Врангеля й Денікіна розбив і за селянську земельку
кров проливав!?), которая сама ходила в атаку, стреляла из пулемета и сражалась.
Рассказывали про нее, что несколько махновцев она сама убила, поймав их во время
грабежа и насилия над женщинами. Ее махновцы тоже побаивались...»
Галина Кузьменко. Джезказган 70-ті роки.