Головна     Книгосхов Історичні статті  Голодомори на Павлоградщині  Письменники нашої Вкраїни   Постаті Знахідки  Регіон    Віхи історії   Мегаліти Павлоградщини  Московитський патріархат на Присамар'ї Нумізматика Гостьова книга ФорумКонтактТолока   "РусскаЙА" культура Дзеркало сайту

 

Галина Кузьменко

 

     Галина Андріївна Кузьменко (за старими кацапськими паспортами Агафья, бо Галина це наше ім'я)- народилася 1892 року в родині київського жандарма, колишнього селянина села Піщаний Брід Київської губернії. Закінчила вчительську семінарію. З 1917 року. вчителька 4-го класу земської Гуляйпільскої школи. Щира українка з анархічним ухилом і невтомна захисниця жінок. З 1919 р.- голова союзу Народної освіти. З 1919 р.- дружина Н. Махно і його бойовий товариш, сама при потребі стріляла з кулемета, носила шаровари та інший чоловічий одяг. Емігрувала з Махном за кордон, де родила дочку Олену. Жила в Парижі. Під час другої світової війни вивезена в Німеччину на роботи. Після звільнення радянськими військами повернулася на Батьківщину і засуджена на 10 років, з дочкою знаходилася в інтернаті м. Джезказгана. Відбувши термін ув'язнення жила з дочкою в постійних приниженнях владою. Померла 23 березня 1978 року на 86-м році життя в місті Джезказгані.
    Ось які спогади залишила про неї Н. Сухогорська в своїй статті "Воспомінаніє о махновщінє" (Кандальний звон. Одеса. 1927. №6 С. 52—55).

   "...Сам Махно тоже стал одеваться нарядно: в шелковые цветные рубашки, желтые высокие сапоги. Жена его, Агафья Андреевна, не отставала от мужа. Часто ездила она верхом и тогда одевала мужской костюм.
     Мне пришлось раз встречаться с Агафьей Андреевной. Как-то она приехала в село и предложила устроить в пользу бедных учеников школы вечер, ввиду того, что у махновцев денег много (они вернулись из «похода»), «Все равно они добычу пропьют и в карты проиграют, а школу хоть закрывай, денег нет и учителя голодают». Отказать «патронессе» было нельзя: обида, а потом и месть батьки. Пришлось организовать вечер. Присутствовавшие на этом редком спектакле натерпелись страху на этот раз. Ждали набега красных, и все были настороже. Махновцы расставили вокруг «театра» пулеметы. Вот, вот, казалось, сейчас начнется стрельба и придется бежать куда-нибудь прятаться.
    Учительниц и кое-кого из служащих заставили торговать в буфете. Помещение кнематографа, где устраивались вечера, когда не ставили картин, было полно народу в том числе махновцев. Давали какую-то украинскую пьесу, а потом дивертисмент из украинских же песен. Хор был очень хорош. Спектакль долго не начинали, хотя время, назначенное для начала, давно прошло. Не смели; ждали Махно. Наконец, оркестр грянул туш: это прибыл батько с женой и всеми атаманами. Как только они заняли места в ложах наверху, спектакль начался...
     Смотрю, идет ко мне Агафья Андреевна знакомиться, как с приезжей, и приглашает к себе в ложу.Очень красивая брюнетка, высокая, стройная, с прекрасными темными глазами и свежим, хотя и смуглым цветом лица, подруга Махно внешне не походила на разбойницу. По близорукости она носила пенсне, которое ей даже шло.
     Несмотря на первое, сравнительно благоприятное впечатление, иду в ложу со страхом, и не напрасным: сажают меня между Махно и его женой, а сзади и в соседних ложах весь их штаб и все главари. Агафья Андреевна очень любезна, махновцы тоже, а меня страх разбирает, ведь знаю я, что ждут боя, да и кругом публика, не внушающая доверия. Меня же еще успокаивают, бомбы, мол, обязательно сегодня будут кидать, ведь мы, главари, все здесь, и красные это знают. Я не выдержала и спросила: «Когда же вы ждете набега?» Агафья Андреевна сжалилась и обещала мне сказать, когда мне нужно будет уходить.
    Махно был одет во все темное, походное. Агафья Андреевна была в синем мужском костюме, поддевке и шароварах, на голове ее красовалась высокая черная каракулевая шапка. Махно сидел трезвый и как-будто чем-то недовольный, хотя пьеса всем очень понравилась. В антрактах пили махновцы пиво, самогон, ими самими притащенный, и еще какие-то напитки. Все посматривали на Махно со страхом: чем-то выразится его недовольство. Но здесь кто-то запел любимую песню Махно: «Наш Махно и царь, и бог с Гуляй-Поля до Полог». Оркестр подхватил, Махно стал улыбаться, развеселился и даже спустился вниз танцевать. Агафья Андреевна же осталась со своими и не отпускала меня. Все они говорили по-украински, пьеса была украинская, танцевали на сцене гопак и пели песни тоже украинские (от які паразити!).
   Часов в одиннадцать говорит мне жена Махно: «Ну, теперь вам уходить пора». Я пошла домой, и едва успела добраться, как началась перестрелка. Разведка донесла правильно, и махновцы, предупрежеденные и принявшие меры, ушли целы и невредимы. Пулеметы не дали возможности красным подойти близко к кинематографу.
    Жена Махно производила впечатление не злой женщины. Как-то она зашла в тот дом, где я снимала комнату, в гости. В котиковом пальто, в светлых ботах, красивая, улыбающаяся она казалась элегантной дамой, а не женой разбойника (так, це разбойнік Врангеля й Денікіна розбив і за селянську земельку кров проливав!?), которая сама ходила в атаку, стреляла из пулемета и сражалась. Рассказывали про нее, что несколько махновцев она сама убила, поймав их во время грабежа и насилия над женщинами. Ее махновцы тоже побаивались...»

Галина Кузьменко. Джезказган 70-ті

Галина Кузьменко. Джезказган 70-ті роки.

 

 

Hosted by uCoz